Статья 720 ГК РФ. Приемка заказчиком работы, выполненной подрядчиком

Ст 720 ГК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

1. Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

2. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.

3. Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

4. Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.

5. При возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора подряда или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну.

6. Если иное не предусмотрено договором подряда, при уклонении заказчика от принятия выполненной работы подрядчик вправе по истечении месяца со дня, когда согласно договору результат работы должен был быть передан заказчику, и при условии последующего двукратного предупреждения заказчика продать результат работы, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся подрядчику платежей, внести на имя заказчика в депозит в порядке, предусмотренном статьей 327 настоящего Кодекса.

7. Если уклонение заказчика от принятия выполненной работы повлекло за собой просрочку в сдаче работы, риск случайной гибели изготовленной (переработанной или обработанной) вещи признается перешедшим к заказчику в момент, когда передача вещи должна была состояться.

Комментарий к статье 720 ГК РФ:

1. Сдача и приемка результата - основные обязанности подрядчика и заказчика (п. 1 ст. 702 ГК). Данный акт имеет большое значение: обеспечивает переход владения и даже вещный эффект (п. 2 ст. 703 ГК), влияет на распределение риска (абз. 1, 3 п. 1, п. 2 ст. 705 ГК), и это не все (см. п. 5 ст. 724, п. 2 ст. 725 ГК). Статья 720 посвящена приемке заказчиком работы (ее результата).

Прежде всего, заказчик должен осмотреть и принять выполненную работу (ее результат) в сроки и в порядке, которые предусмотрены ДП (отсюда условия о сроках и порядке осмотра и приемки результата являются для него объективно существенными - абз. 2 п. 1 ст. 432 и п. 1 ст. 720 ГК); кроме того, он должен заявить подрядчику обо всех обнаруженных отступлениях от ДП - как ухудшающих результат, так и иных недостатках в работе, и это понятно: в рамках ДП выполняется индивидуальный заказ, а для удовлетворения потребности конкретного заказчика принципиальны всякие отступления от ДП, не говоря уже о собственно недостатках (дефектах) результата (ср. с абз. 1 п. 1 ст. 723 ГК). Закон требует от заказчика немедленного уведомления подрядчика (т.е. так быстро, как это возможно), что едва ли составляет для заказчика сложность, учитывая, что осмотр и приемка результата осуществляются им с участием подрядчика (п. 1 ст. 720).

Сдача и приемка результата - заключительная и формальная стадия исполнения ДП, ее документирует акт приема-передачи или иной документ, удостоверяющий приемку, который должен отражать отсутствие у заказчика претензий к результату или, напротив, все обнаруженные недостатки (возможность последующего предъявления требований об их устранении), в противном случае заказчик не вправе ссылаться на эти недостатки (п. 2 ст. 720). Однако значение правила п. 2 ст. 720 не стоит преувеличивать. Дело в том, что более важными являются правила п. 3 и 4 ст. 720, согласно которым недостатки работы могут быть явными и скрытыми: первые могут быть установлены при обычном способе приемки работы (а потому и должны быть отражены в акте приема-передачи), вторые, напротив, не могут быть установлены при обычном способе приемки работы (а значит, едва ли не всегда выявляются уже после составления акта приема-передачи). Поскольку явные недостатки могут быть легко обнаружены уже при сдаче результата, заказчик, принявший результат с такими недостатками, либо надлежащим образом осмотрел и принял работу (но в таком случае если он не предъявил претензии, а значит, согласился с ее качеством), либо не исполнил или ненадлежащим образом исполнил эту обязанность, в частности принял работу без проверки (например, подписал акт приема-передачи "не глядя", из-за чего он и не содержит указания на недостатки, или принял работу без составления акта, а значит, и без документирования недостатков).

Между тем заказчик, хотя бы и нарушивший требования п. 1 ст. 720 и принявший работу без проверки, в силу прямого указания закона лишается права ссылаться только на явные недостатки работы (п. 3 ст. 720). Одновременно, учитывая диспозитивный резерв правила п. 3 ст. 720, в особо предусмотренных ДП случаях заказчик, принявший работу без проверки, может ссылаться на любые, в том числе на явные, недостатки работы (что вообще сводит на нет значение правил п. 1 и 2 ст. 720). Относительно всяких скрытых недостатков работы (в том числе скрытых подрядчиком умышленно, т.е. специально), которые по этой причине и не нашли своего отражения в акте приема-передачи, заказчик обязан известить подрядчика в разумный срок по их обнаружении и предъявить требования, связанные с ненадлежащим качеством работы (п. 4 ст. 720, ст. 724 ГК). Выходит, что если правило п. 2 ст. 720 ориентировано на явные недостатки, на скрытые недостатки рассчитаны правила ст. 724 ГК, при этом в отношении и явных, и скрытых недостатков закон устанавливает одни и те же санкции (см. коммент. к ст. 723 ГК).

2. В связи с обнаруженными при приемке работы недостатками требования заказчика к подрядчику могут быть бесспорными (например, при наличии явных недостатков), если же между заказчиком и подрядчиком возникает спор по поводу недостатков выполненной работы или причин их возникновения, необходимо проведение экспертизы. Характер экспертизы и круг подлежащих экспертному исследованию вопросов предрешают особенности предмета ДП и существо претензии заказчика, а потому экспертиза может быть технической (в том числе автотехнической, инженерно-технической и др.), химической, биологической, товароведческой, иной (в том числе комплексной).

Назначение экспертизы вправе потребовать любая сторона спора (заказчик или подрядчик) либо обе стороны (заказчик и подрядчик) по взаимному соглашению, отсюда экспертиза может проводиться в порядке односторонней инициативы или на основании особого договора между заказчиком и подрядчиком. Расходы на проведение экспертизы несет подрядчик, однако в двух случаях - если экспертиза не выявит нарушений подрядчиком договора или причинной связи между его действиями и обнаруженными заказчиком недостатками - расходы на экспертизу несет инициировавший ее заказчик, а если она была назначена по соглашению сторонами - расходы делятся между ними поровну (п. 5 ст. 720).

3. Подрядчик, надлежащим образом и в срок выполнивший работу, заинтересован в сдаче ее результата заказчику и в получении всей платы за работу. Именно поэтому заказчик обязан принять результат работы (п. 1 ст. 702 ГК), причем надлежащим образом (п. 1 ст. 720). В то же время в § 1 гл. 37 ГК нет прямого упоминания о праве подрядчика требовать от заказчика принять результат работы (ср. с п. 3 ст. 484 ГК), а обращение к ст. 396 ГК, учитывая особенности ее применения, может не быть эффективным; наконец, закон дает заказчику право в любое время до сдачи ему результата отказаться от исполнения ДП (см. коммент. к ст. 717 ГК). В таких условиях в регулировании вопросов надлежащей приемки результата большое значение имеет ДП: помимо обязательного договорного регулирования сроков и порядка приемки результата заказчиком (п. 1 ст. 720), целесообразно также закрепление договорных санкций за неисполнение данной обязанности. При отсутствии таковых остается одно - обращаться к п. 6 ст. 720, согласно которому при уклонении заказчика от принятия выполненной работы подрядчик вправе по истечении месяца со дня, когда результат должен был быть передан заказчику, и при условии последующего двукратного его предупреждения продать результат, а вырученную сумму за вычетом всех причитающихся ему по договору платежей внести в депозит на имя заказчика (ст. 327 ГК).

Смысл данного правила - в следующем. Во-первых, понятие "уклонение заказчика" охватывает все случаи, когда подрядчик готов к сдаче результата, однако не может его сдать, несмотря на истечение срока передачи (1 месяц) и неоднократные предупреждения (2 раза), что, в свою очередь, может свидетельствовать о нежелании заказчика принимать результат или о его крайне небрежном отношении к ДП и неисполнении основной обязанности, а при реализации заказчиком права на отказ от исполнения ДП - игнорировании им требований ст. 717 ГК (кроме случаев 100-процентной предоплаты, подробнее - см. коммент. к ст. 717 ГК). Во-вторых, диспозитивный резерв правила п. 6 ст. 720 позволяет ДП, хотя бы и не предусматривающему санкций за нарушение заказчиком обязанности по приемке работы, в то же время запрещать продажу подрядчиком результата работы или устанавливать иные условия (правила) его продажи (в частности, стороны могут изменить предусмотренный законом срок ожидания или число предупреждений, установить дополнительные условия). Наконец, в-третьих, так как правило п. 6 ст. 720 дает подрядчику право продать именно результат работы, неважно, чей материал использовался при выполнении работы, однако принципиально, чтобы результат в принципе мог отчуждаться, а так как такую способность имеют не все результаты, данное правило не является универсальным (ср. вновь созданную вещь и новое качество вещи, приобретенное данной вещью и неотделимое от нее).

4. Уклонение заказчика от принятия выполненной работы может не повлечь или, напротив, повлечь просрочку в сдаче подрядчиком работы (т.е. нарушение конечного срока - ст. 708 ГК). В последнем случае, поскольку просрочка вызвана поведением заказчика (и для подрядчика является вынужденной), именно он, заказчик, по смыслу п. 2 ст. 705 ГК - сторона, допустившая просрочку, не случайно, что и риск случайной гибели (повреждения) результата - изготовленной (переработанной или обработанной) вещи - признается перешедшим к заказчику в тот момент, когда передача вещи должна была состояться (п. 7 ст. 720).

Правило п. 7 ст. 720 принципиально в условиях действия общего правила абз. 3 п. 1 ст. 705 ГК: именно тогда, когда риск случайной гибели (повреждения) результата до его приемки заказчиком несет подрядчик, данный риск переходит к заказчику в тот момент, когда приемка должна была состояться, но не состоялась из-за его уклонения. Напротив, в условиях когда согласно абз. 1 п. 1 ст. 705 ГК закон или ДП изменяют общее правило абз. 3 п. 1 ст. 705, а значит, риск случайной гибели (повреждения) результата заказчик несет до и независимо от его приемки, уклонение заказчика от принятия выполненной работы ничего не меняет: в таких условиях заказчик рискует не на основании п. 7 ст. 720, а на основании нормы закона (условия ДП), изменивших в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 705 ГК общее правило абз. 3 п. 1 ст. 705 ГК. Примечательно, что согласно п. 2 ст. 705 ГК (п. 7 ст. 720 это не регулирует) заказчик, уклонившийся от принятия выполненной работы, как сторона, допустившая просрочку в ее сдаче, несет риск случайной гибели (повреждения) и иного подрядного имущества (подробнее см. коммент. к ст. 705 ГК).