Статья 51 ГК РФ. Государственная регистрация юридических лиц

Ст 51 ГК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Комментарий к статье 51 ГК РФ:

1. Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, а также учет юридических лиц для осуществления налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.

Статья 2 ГК называет условие о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (см. ст. 3 Закона об общественных объединениях). При этом право общественного объединения существовать без государственной регистрации не распространяется на политические партии, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии со ст. 15 Закона о политических партиях.

2. Комментируемая статья предусматривает обязательную государственную регистрацию юридических лиц в Российской Федерации. В соответствии с ГК регистрации подлежат создание юридического лица, изменения учредительных документов юридического лица, случаи прекращения его деятельности в связи с реорганизацией или ликвидацией (см. п. 3 ст. 52, п. 4 ст. 57 и п. 8 ст. 63 ГК).

Порядок государственной регистрации устанавливается Законом о государственной регистрации, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, является МНС России (ныне ФНС России) (см. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 (в ред. от 16.09.2003) <1>). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК, п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 20. Ст. 1872; N 33. Ст. 3222; 2003. N 18. Ст. 1715; N 38. Ст. 3667.

Состав документов, представляемых для государственной регистрации, определяется Законом о государственной регистрации и различается в зависимости от того, идет ли речь о создании юридического лица, создании юридического лица путем реорганизации, ликвидации юридического лица или об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления документов, не предусмотренных законом.

На основании предоставленных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит соответствующую запись, содержащую сведения о юридическом лице, в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Со дня внесения записи в государственный реестр юридическое лицо считается созданным <1>.

--------------------------------
<1> Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение способности (см. ст. 49 ГК). В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона оно может быть ликвидировано по решению суда. Причем судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер (см. п. 2 ст. 61 ГК). См. также п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации.

Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (в ред. от 13.12.2005) <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585; N 46. Ст. 4597; 2003. N 33. Ст. 3270; N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546.

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

3. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц.

В настоящее время специальный порядок государственной регистрации установлен для кредитных организаций, профессиональных союзов, политических партий и других общественных организаций, религиозных организаций, ТПП (см. Законы о банках, об общественных объединениях, о профсоюзах, о политических партиях, Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в ред. от 29.06.2004) <1>, Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (в ред. от 08.12.2003) <2>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2004. N 27. Ст. 2711.
<2> Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1309; СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2002. N 12. Ст. 1093.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается ЦБ РФ; решение о государственной регистрации общественного объединения, религиозной организации, ТПП принимается Минюстом России или его территориальным органом. На основании принятого решения органами МНС России осуществляется внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации соответствующего юридического лица, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений.

Государственная регистрация профсоюзных организаций в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке, который не предполагает принятия решения о государственной регистрации. Для государственной регистрации профсоюзных организаций в органы юстиции предоставляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии документов, необходимых для регистрации. Соответствующий орган юстиции направляет указанные документы в МНС России, которое на основании представленных документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о создании, реорганизации и ликвидации соответствующей профсоюзной организации (см. ст. 8 Закона о профсоюзах).

4. Гражданское законодательство исходит из признания свободы участников гражданского оборота в выборе способа ведения своих дел. Регистрирующий орган не вправе проверять решение об учреждении юридического лица на предмет его необходимости или хозяйственной целесообразности.

Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Специальные основания отказа в государственной регистрации юридических лиц устанавливаются федеральными законами, регулирующими деятельность юридических лиц соответствующего вида (кредитных организаций, общественных объединений и др.).

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине (п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации).

5. Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение правоспособности (см. ст. 49 ГК).

В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона оно может быть ликвидировано по решению суда. В суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц вправе обратиться регистрирующий орган (п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации). Судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер (см. п. 2 ст. 61 ГК).