Статья 279 ГК РФ. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Ст 279 ГК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

1. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

2. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

  • 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
  • 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
  • 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

3. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

4. Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.

5. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

6. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Комментарий к статье 279 ГК РФ:

1. При необходимости использования земельного участка, принадлежащего лицу на праве собственности, для государственных и муниципальных нужд такой участок может быть изъят у собственника путем выкупа, т.е. с уплатой собственнику соответствующей стоимости данного участка в соответствии со ст. 281 ГК (см. коммент. к этой статье).

ЗК (ст. 49) предусматривает, что изъятие, в том числе выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации; размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов размещения этих объектов; иными обстоятельствами, установленными федеральными законами. При этом принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка по решению суда (ст. 55).

Из положения комментируемой статьи о том, что выкуп земельных участков в зависимости от того, для чьих нужд они изымаются, осуществляется Российской Федерацией, субъектом РФ либо муниципальным образованием, можно сделать вывод, что выкупная цена выплачивается из средств соответствующих бюджетов.

Комментируемая статья предусматривает, что решения об изъятии земельных участков принимаются либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами исполнительной власти субъектов РФ. Отсюда вытекает, что если земельный участок необходим для федеральных нужд, то решение о его изъятии (выкупе) принимается федеральным органом исполнительной власти. Если земельный участок необходим для нужд субъектов РФ и муниципальных образований, то решение принимается исполнительным органом власти субъекта РФ. Исходя из содержания данной статьи, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления не имеют права выносить решения об изъятии (выкупе) земельных участков для муниципальных нужд. Однако ст. 11 ЗК предоставляет право органам местного самоуправления изымать земельные участки, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд. На этой же позиции стоит и ВАС РФ (см. Постановление от 24.03.2005 N 11).

Комментируемая статья предусматривает, что государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, определяются земельным законодательством. Действующее земельное законодательство пока не определило конкретные органы государственной власти, уполномоченные принимать указанные решения. ЗК (ст. ст. 9 и 10) указывает лишь, что изъятие земель для нужд Российской Федерации и для нужд субъектов РФ является прерогативой соответственно Российской Федерации и ее субъектов.

Как правило, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится одновременно с его предоставлением соответствующему лицу. Земельное законодательство регламентирует процедуру по изъятию и предоставлению земельных участков. Изъятие земельных участков с целью их последующего предоставления для строительства проходит две стадии: стадию предварительного согласования места размещения объекта и стадию принятия уполномоченным государственным органом решения об изъятии земельного участка.

На стадии предварительного согласования обязательное участие принимают собственники земельных участков. В случае несогласия собственника земельного участка с решением о предварительном согласовании, принимаемым в соответствии с земельным законодательством, он может обратиться суд. Таким образом, при решении вопроса об изъятии земельного участка собственник может искать защиты в суде в первую очередь на стадии предварительного согласования места размещения объекта, т.е. до принятия окончательного решения об изъятии (выкупе) земельного участка.

3. В качестве одной из важных гарантий прав собственника земельного участка применяется его письменное уведомление об изъятии земельного участка органом, принявшим решение об изъятии. С учетом указанного выше порядка изъятия земельного участка это практически означает, что земельный участок может быть изъят у собственника только через год после принятия соответствующего решения. Но в соответствии с действующим порядком изъятия земель для государственных и муниципальных нужд собственник практически уведомляется об этом раньше принятия решения об изъятии земельного участка, а именно на стадии предварительного согласования. В связи с этим принципиальное правило о том, что изъятие земельного участка у собственника может иметь место не ранее чем через год после его уведомления, следует увязать со стадией предварительного согласования места размещения объекта.

4. Комментируемая статья допускает изъятие части земельного участка только с согласия его собственника. Следовательно, при отсутствии такого согласия соответствующий орган даже не вправе обратиться в суд. Таким образом, если собственник не согласен с изъятием части его участка, которая крайне необходима для государственных и муниципальных нужд, то тогда может быть поставлен вопрос об изъятии всего земельного участка по изложенной процедуре, включая и судебное рассмотрение спора.

5. ЗК (ст. 63) предоставляет собственнику земельного участка ряд дополнительных к п. 3 комментируемой статьи гарантий, к которым относится следующее. Изъятие земельных участков для указанных нужд, в том числе путем их выкупа, осуществляется после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды; возмещения рыночной стоимости земельного участка, если ему бесплатно не предоставлен в собственность равноценный земельный участок.