Статья 1029 ГК РФ. Коммерческая субконцессия

Ст 1029 ГК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

1. Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определенных в договоре коммерческой концессии. В договоре может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии.

Договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается.

2. Если договор коммерческой концессии является недействительным, недействительны и заключенные на основании его договоры коммерческой субконцессии.

3. Если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии, заключенным на срок, при его досрочном прекращении права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии (пользователя по договору коммерческой концессии) переходят к правообладателю, если он не откажется от принятия на себя прав и обязанностей по этому договору. Это правило соответственно применяется при расторжении договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока.

4. Пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии.

5. К договору коммерческой субконцессии применяются предусмотренные настоящей главой правила о договоре коммерческой концессии, если иное не вытекает из особенностей субконцессии.

Комментарий к статье 1029 ГК РФ:

1. Пользователь может заключать договоры субконцессии лишь с согласия правообладателя. Закон предполагает, что правообладатель должен не только выразить принципиальное одобрение на заключение таких договоров, но и согласовать их существенные условия (п. 1 коммент. ст.) в отличие, например, от согласия собственника на передачу имущества в субаренду (п. 2 ст. 615 ГК).

Такое согласие (включая условия договора субконцессии) должно быть оформлено письменно и либо предоставляться в каждом конкретном случае (ad hoc vice), либо быть закреплено в договоре как рамочное согласие на заключение договоров субконцессии на определенных условиях.

Без согласия правообладателя пользователь также не вправе делегировать третьим лицам отдельные предоставленные ему исключительные права иным способом, в частности предоставлять сублицензии, вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив и т.п.

Предоставление в течение определенного срока оговоренного числа субконцессий может быть не только правом, но и обязанностью пользователя.

2. В договоре субконцессии пользователь выступает в роли вторичного правообладателя, а его контрагент - в роли вторичного пользователя. Предоставленные на основе субконцессии права производны от прав, полученных пользователем по основному договору. Права всех пользователей (независимо от того, являются ли они первичными или вторичными) производны от прав основного правообладателя. Их объем не может выходить за пределы прав, предоставленных пользователю по основному договору коммерческой концессии (см. п. 2 ст. 1027 ГК). В частности, договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии. В противном случае вторичный правообладатель изначально не сможет выполнить обязанность по предоставлению вторичному пользователю прав на использование объектов интеллектуальной собственности (п. 1 ст. 1031 ГК).

3. Договор субконцессии подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Обязанность регистрации в этих органах по общему правилу лежит на пользователе по основному договору концессии (вторичном правообладателе), однако для ее осуществления может потребоваться организационное содействие основного (первичного) правообладателя, который обязан его оказать, так как дал согласие на заключение субдоговора.

4. Пункт 3 коммент. ст. защищает экономические интересы правообладателя, которому предоставляется возможность сохранить отношения с субконцессионерами при прекращении основного договора концессии. В таком случае происходит трансформация договора субконцессии в основной договор концессии.

Однако данное правило должно применяться с определенными оговорками. В частности, если инициатором расторжения основного договора коммерческой концессии выступил пользователь и основаниями такого расторжения стало изменение коммерческого обозначения правообладателя (ст. 1039 ГК) или допущенные правообладателем нарушения обязательств по договору коммерческой концессии, которые затрагивают интересы субконцессионера, то субконцессионер вправе отказаться от трансформации договора субконцессии в основной договор. Проблематичным представляется также применение правила о трансформации договора субконцессии в основной договор при расторжении по инициативе правообладателя договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, при отсутствии нарушений со стороны пользователя.

5. К договору коммерческой субконцессии применяются предусмотренные гл. 54 ГК правила о договоре коммерческой концессии. Поэтому, если прекращение основного договора концессии вызвано прекращением принадлежащих правообладателю прав на товарный знак, знак обслуживания или коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами, прекращается и договор субконцессии. К отношениям сторон договора субконцессии применяются также правила гл. 54 ГК об условиях, правах и обязанностях сторон договора, основаниях и порядке его заключения, изменения и прекращения. Таким образом, по отношению к субконцессионерам пользователь выступает в роли правообладателя и, соответственно, несет все обязанности правообладателя. Представляется, однако, что для исполнения всех или части обязанностей пользователю необходимо заручиться поддержкой первоначального правообладателя. Это относится, в частности, к государственной регистрации договора субконцессии и оформлению сублицензий, поддержанию в силе правовой охраны предоставляемых по договору объектов интеллектуальной собственности, организации постоянного технического и консультативного содействия, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников. Порядок осуществления основным (первоначальным) правообладателем этих функций целесообразно оговорить в документе, который закрепляет его согласие на заключение договора субконцессии.

КП: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006 (5-е издание, исправленное и дополненное с использованием судебно-арбитражной практики).

6. Пункт 4 коммент. ст. является диспозитивным и может быть изменен договором. Пользователь несет субсидиарную ответственность за действия вторичных пользователей (субконцессионеров), которые причиняют ущерб правообладателю, хотя и не могут быть квалифицированы как нарушение обязанностей пользователя по договору коммерческой концессии (ряд комментаторов имеют другое мнение - см., например: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 3-е изд. М., 1999. С. 621). В частности, вред может быть причинен раскрытием субконцессионером сведений, составляющих коммерческую тайну правообладателя, действиями, влекущими снижение привлекательности бренда правообладателя, наносящими ущерб его деловой репутации и стоимости или охраноспособности его торговых марок. Упречность поведения пользователя заключается в неосмотрительном выборе контрагента.

В отношении договорных обязательств самого концессионера по договору мастер-франчайзинга действуют общие правила об ответственности должника за действия лиц, на которых возложено исполнение обязательств (ст. 313 ГК). Если пользователь полагается на субсидиарных пользователей в части исполнения своих обязательств по основному договору коммерческой концессии, например достижения минимального объема продаж, применяются правила ст. 403 ГК. Такие же последствия возникают, когда субконцессионеры не исполняют своих обязательств по уплате вознаграждения. Если иное не предусмотрено договором, правообладатель вправе требовать уплаты пользователем вознаграждения по основному договору коммерческой концессии в полном объеме вне зависимости от того, собраны ли платежи с последующих уровней концессионной сети.

7. Франчайзинговая система может включать более двух уровней пользователей. К отношениям субконцессионера и его пользователей (субсубконцессионеров и т.д.) применяются правила о субконцессии.