За последние несколько лет положение компаний на рынке смартфонов кардинально поменялось. Сильная Research in Motion и популярная Nokia превратились в груши для бичевания аналитиками и журналистами, в то время как Apple и Samsung развернули полномасштабную войну друг с другом – как в маркетинговой плоскости, так и в рекламной.
Два «мастодонта» индустрии мобильных гаджетов поднялись на этот «олимп» благодаря двум кардинально разным стратегиям. Им, а также ближайшим перспективам обеих компаний, недавно была посвящена пространная статья газеты Wall Street Journal.
Apple, самая дорогая компания мира, использует централизированный подход и продает всего одну-две модели iPhone. Дизайн и доходность более приоритетны, чем количество продаж. Вендор также горячо и обильно инвестирует в бренд и сеть фирменных магазинов. Точно такое же внимание уделяется созданию и поддержанию экосистемы устройств, программного обеспечения и приложений для него.
Samsung, самый крупный поставщик телефонов в мире, в первую очередь думает об объеме продаж. Вместо одной универсальной стратегии и узкой линейки устройств, корейская компания старается покрыть своими продуктами все доступные ниши рынка. Одних только вариаций смартфона Galaxy SII больше пяти. Если из затеи можно получить хоть какой-нибудь гипотетический доход – значит, вскоре ей займется именно Samsung. Контроль над собственными линиями производства позволяет максимизировать прибыль.
Поддержка сразу нескольких операционных систем позволила Samsung впервые обойти Nokia по мировым поставкам телефонов. Поставив на быстроразвивающуюся ОС Android, подразделение мобильных телефонов Samsung год за годом ставило рекорды по всем направлениям. Немалую роль в успехе компании сыграло естественное желание потребителей использовать достойный гаджет, не созданный силами Apple. Предложив альтернативы, Samsung легко собрала вокруг себя сильное пользовательское коммьюнити.
Столкновение двух совершенно разных подходов поддержало открытую ненависть к Android у эмоционального со-основателя Apple, что вскоре вылилось в продолжительное судебное противостояние двух гигантских компаний. Но тяжбы на таком уровне имеют свойство затягиваться на годы. И вместо того, чтобы отдать свою судьбу на откуп одним лишь юристам, Samsung начала полномасштабное маркетинговое наступление на целевую аудиторию, с которой до последнего времени работала только Apple.
Все свежие рекламные ролики и акции от корейцев высмеивают или подкалывают пользователей продукции Apple. Судя по всему, эта стратегия дает плоды. И при этом и Samsung, и Apple не могут существовать в нынешнем виде друг без друга. Apple является крупнейшим покупателем «железа», произведенного силами Samsung. А та получает солидную прибавку к доходам и чистой прибыли, выполняя огромные заказы из Купертино.
Однако гонка Apple и Samsung не будет продолжаться бесконечно. Азиатские компании, вроде , становятся все сильнее, хоть пока это и не заметно в масштабах всего рынка. Циклическая схема развития индустрии не раз доказывала: после любого взлета всегда следует падение. В 1980 году взлетела , затем пришло время успеха , а в 2000-ом в лидеры выбилась . Сегодня этот пьедестал занимает Apple и Samsung. Но долго ли это будет продолжаться? Очевидно, что мы с вами станем свидетелями заката одной, а возможно, и обеих этих компаний.
Apple пришла к ситуации, когда ей нужно решать: либо она остается игроком в высоком ценовом диапазоне, либо входит на массовый рынок доступных устройств.
Пока побеждает количественный, а не качественный подход. И если ничего не изменится, в ближайшие пару лет мы увидим и дешёвый iPhone, и дешёвый iPad. [wsj]
Источник: