ТЕКСТ: АЛЕКС ИРМОЛЬЕВ Я надеюсь, что эта история будет интересна для всех отечественных разработчиков, которые пытаются или собираются попытаться выпустить свой продукт на необъятные просторы App Store.
Наша история началась год назад, когда мы с товарищем, начитавшись историй о появлении нового типа миллионеров из App Store, решили попробовать себя на ниве разработчиков мобильных приложений. Для этого был куплен новый Macbook Air и подержанный телефон iphone 3gs. Небольшое лирическое отступление, по профессии я юрист, а по долгу службы наемный адвокат, и хотя я и был всю жизнь близок к компьютерам, профессию я все- таки выбрал другую. И вдруг в одно мгновение я понял, что являюсь представителем одной из древнейших профессий, и что прогресс и невероятные возможности проносятся мимо меня на скором поезде, в то время как я провожу совещание с представителями другой стороны из Южной Африки, Англии и ОАЭ, пытаясь объяснить им почему мои клиенты хотят добавить именно вот эту фразу в контракт, а вот эту вот стереть. В общем, пора было это исправить.
Я решил, что буду программировать, пытаясь вспомнить былые знания, а друг будет заниматься дизайном. Мы купили сертификат разработчика в Apple и разработали первое приложение для русского App Store, который мы изначально рассматривали как наш главный рынок, считая, что в нем нам будет легче пробиться. Полгода назад мы выпустили его и сели ждать. Результат нас удивил и расстроил – скачек не было, то есть вообще. Попытки раскрутить приложение успехом не увенчались – аппликация приподнималась и снова падала. Она была никому не нужна. Первый урок – приложение должно быть интересно широкой аудитории.
Но мы не опустили руки и выпустили второе приложение, на этот раз, предназначив его для американского рынка, – мы решили попробовать свою судьбу там. Сейчас мне кажется, что второе приложение было еще ужасней первого. И снова тишина. В это же время в Эпсторе поднимались и падали абсолютно непонятные нам приложения типа Черного списка, которые принципиально не могли работать. У друга опустились руки, и он покинул нашу небольшую команду, оставив меня без дизайнера, что впоследствии и сказалось на внешнем виде моего третьего приложения.
Стоит отметить, что писались все наши приложения дома, после работы, с регулярными «совещаниями» по скайпу с дизайнером и еще одним парнем, у которого было много приложений в Эпсторе, и «консалтинговыми» услугами которого мы иногда пользовались. Параллельно с выпуском двух неудачных приложений мы писали большой проект – социальную сеть с определенной «фишкой» и внутренними магазинами для монетизации. Проект был очень сложным и долгим в плане программирования и имел, вдобавок, большую серверную часть. На момент неудачи с американским приложением проект был готов наполовину, только функционал с минимальным дизайном.
После того как из команды ушел мой друг который отвечал за дизайн, я сломался, – проект выглядел бесконечным, и я не представлял себе как буду решать самую главную проблему – быстрое наполнение новой сети пользователями. Я бросил недописанный проект, у которого уже была готова серверная часть, и оставил работающую, но недоделанную аппликацию. Год работы и огромное кол-во часов были потрачены впустую. Урок второй – если беретесь за проект, будьте уверены, что обладаете достаточными ресурсами и сможете его закончить. Впоследствии, на форуме, и общаясь с единомышленниками, я встречал много команд разработчиков застрявших в одном, может уже и не актуальном проекте.
Сериал «Обмани меня» появился в моей жизни неожиданно и очень увлек. В моей работе мне часто попадались нечистые на руку клиенты, из-за которых я попадал в неприятные истории и получал нагоняй от судей. «А неплохо было бы вычислять их на стадии первой консультации, пользуясь методами доктора Лайтмана» – подумал я, – «и просто не браться за подобные заказы». И я начал изучать данную тему.
Довольно быстро я узнал, что сериал основан на трудах известного специалиста, американского психолога Пола Экмана, который и является прототипом доктора Лайтмана в сериале. Множество книг, тренажеры, которыми пользуются спецслужбы, разнообразные сайты – во всем этом было легко запутаться. Некоторое время я изучал источники, но в памяти сохранилось немногое. Моменты которые запомнились, были скорее академическими и их было трудно применить на практике, ну если конечно я не вытащу из под стола книгу, не найду нужную страницу и не прочитаю, в то время как клиент сидит передо мной.
Так и появился прототип приложения «Теория лжи», который я сделал изначально для себя, собрав и объединив признаки обмана в группы. Теперь я мог открыть приложение на теме «Распознать ложь – Глаза» и быстро просмотреть, как именно ложь проявляется в этой области лица. «Наверняка многие люди хотят иметь под рукой такую памятку» – подумал я, «не книгу, которую можно с интересом прочитать и забыть, а практическое пособие – так почему бы не продолжить». Так личная потребность переросла в коммерческий продукт.
На сайте Пола Экмана можно было скачать тренажеры, которые предназначались для компьютеров и стоили десятки а некоторые и сотни долларов. Они не давали мне покоя – я хотел вставить подобный тренажер в свое приложение. Изучив их принципы, я снова сел за программирование, перед этим заказав своему знакомому фотографу 50 фотографий лица с определенными эмоциями. Фотографии со всеми правами влетели мне в копеечку. Знакомый рассказал, что съемки заняли два дня, а в конце у модели так болели мышцы лица, что она даже улыбаться не могла. Тренажер получился великолепный, а аналогов в App Store вообще не было, все кому мы давали его поиграться, «залипали» на нем и не могли оторваться.
Для дизайна пришлось нанять дизайнера с фриланса. Время поджимало, и предложенный им «минималистичный» дизайн в синих оттенках показался мне похожим на то, что делал мой друг, отвечающий за дизайн в прошлых приложениях, поэтому я согласился.
После 8-ми дневного ожидания проверки, приложение вышло, не вызвав никаких нареканий со стороны цензоров. А когда начались скачки, я наконец то почувствовал радость творца – после года попыток, тысяч строк кода и долгих «вечеров» до утра – мое приложение было кому-то нужно. Своим ходом, без всякого продвижения, «Теория лжи» дошла до 109 места в общем топе, а потом вышел обзор на iPhones.ru и мы улетели в небеса. За день мы дошли до 5-ого места, еще за пару до 3-его. Обзор был честным и очень критичным, за что огромное спасибо. Меня пропесочили как надо, а в комментариях еще и добавили. Но мотивация появилась огромная, и на следующий день я сел исправлять недочеты, огрехи и ляпы. Урок последний – не опускайте руки, все получится!
Главным из ляпов оказался дизайн. Я не знал что делать, нанимать нового дизайнера – нет гарантии, что не получится как со старым, делать самому – ну нельзя же все делать самому, тем более что я еще и работал. Выход предложил мне один из друзей – у него была знакомая, профессиональный дизайнер на одной из полиграфических фирм, которая подрабатывала фрилансом – делала интерфейсы для мобильных приложений. Денег у меня не было, платежи от Эпла ожидались нескоро, поэтому мы договорились, что она будет получать 10% дохода от аппликации, разумеется после вычета доли Apple. Я уверен, что в комментариях вы мне все выскажете о такой системе расчета, но мне показалось это логичным в тот момент.
Дизайн готов и новый апдэйт уже в App Store. Я постарался учесть все ваши замечания, кроме тех, с которыми был не согласен. Мы будем очень рады вашим объективным комментариям по новому дизайну и по приложению в целом. В следующем апдейте мы планируем расширение прикладных «шпаргалок» и еще пару фишек, надеемся вам понравится.
Немного фактов
Внешние затраты на разработку «Теории лжи», до апдейта, составил гонорар за услуги дизайнера – 300$ (мы говорим о старом дизайне, который всем так не понравился, включая главное меню, иконки, кнопки и т.д.), книги по теории лжи (заказаны с Амазона) – приблизительно 80$ с доставкой и услуги фотографа вместе с правами на фото модели – 400$. Всего 780$.
Fixed cost (ну или фиксированная стоимость) любой моей аппликации, с тех пор как я увлекся этим делом, состоит из ноутбука Mac Air – 1300$, айфона 3gs – 100$ (айфон 4s для личного пользования, ну и естественно для тестинга я не беру в расчет) и экаунта разработчика в Apple – 100$. Fixed cost – 1500$.
Внутренние затраты складываются из моего времени, и хотя я и понимаю что это самый дорогой ресурс (принимая во внимание то что я программировал, координировал, продвигал и т.д.), однако часы подсчитать сложно, а умножать их на ставку адвоката еще и глупо. Поэтому полученную прибыль мы будем считать платой за мою работу.
На данный момент, а точнее до выхода апдейта, приложение скачали около 5,000 раз. Мы немного игрались с ценой, пробуя различные стратегии, (изначально планировалось, что приложение займет трехдолларовую ценовую нишу, но реальность наши планы подкорректировала) и в итоге 4500 скачек были по одному доллару и 500 по 2. Итого 5500$, из которых доля Apple – 1650$ а остаток 3850$. Вычитаем внешние затраты и получаем 3070$. Если учесть год провальных проектов и большое количество часов потраченных на приложение, то прибыль совсем не велика (стоит заметить, что кривая прибыли приблизилась к оси икс, а значит больших продаж больше не будет). Если же вы нанимаете программиста, то при подобном раскладе его стоимость съест всю прибыль. Однако если вы начинающий разработчик мобильных приложений и планируете продолжать в данной отрасли, то результаты и перспективы довольно неплохие.
Конкурс
У нас в наличии 20 промокодов.
Напишите в комментариях короткое объяснение о том, как бы вам пригодилось наше приложение в повседневной жизни (с пометкой «конкурс»). 20 первых получат в ответ промокод (личным сообщением на форуме или на мэил, если укажите).
iPhone: $1.99 iTunes link
Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Источник: