ТЕКСТ: ВЛАДИМИР ТУПОРШИН. Год назад я решил сделать небольшое iPhone-приложение для походов в магазин и сбора вещей в поездку — такое, в котором можно было бы вести несколько списков дел и совместно работать над списками с женой через Bluetooth. Приложение планировал сделать бесплатным просто в качестве упражнения (перед другим более масштабным iPhone-приложением для проекта YesterdayMe).
Однако, попробовав несколько десятков чеклист-приложений из App Store, я понял, что еще одно чеклист-приложение-упражнение Аппстору совсем не нужно. Большинство приложений, которые я пробовал, были просто отвратительными. Поэтому решено было делать не что-то средненькое, а отложить все другие дела, и выпустить приложение настолько хорошим, полным и сбалансированным, насколько получится. Чтобы впоследствии стать App of the Week, побороться за топ-чарты и за разные награды вплоть до Apple Design Award.
Разработка
Разработка приложения заняла не два-три месяца, как планировалось изначально, а целых 10 месяцев. Приложение разработано командой из двух человек: один дизайнер-постановщик задач (я) и один разработчик.
Начиналось все вот так:
А в итоге стало таким:
Так как до этого я лично не пользовался планировщиками дел серьезно (всегда отталкивала необходимость слишком долго записывать задания, указывать им всяческие свойства и напоминания), то естественной частью разработки было сделать приложение таким, чтобы пользоваться им самому.
Выбор функционала строился не на основе «ну вроде так обычно делают», «так вроде привычно среднему пользователю», а из того, что от такого приложения нужно мне лично самому, что нужно жене, моим друзьям, как пользоваться приложением совместно и т.д. Кто-то может назвать такой подход эгоистичным, однако, на мой взгляд, только он плюс воображение позволяют сделать продукты, которые опережают свое время.
Так, вместо того, чтобы делать в приложении функции других GTD-приложений типа тегов и контекстов, мы сделали несколько довольно необычных фич. Например, установку напоминаний текстом. Можно написать «встреча завтра утром», «кино в пт вечером в 8:45», «сауна каждый месяц», и приложение само установит напоминание на нужное время.
Еще одна довольно необычная возможность — создание списков дел из фотографий. Фотографируешь рецепт блюда в кулинарной книге или списка документов на стене госучреждения — и приложение создает на его основе список дел.
Распознавание текста на изображении работает на основе OCR-движка Tesseract и применимо только к печатному (не рукописному) тексту. На iPhone 4 результат распознавания довольно хороший: пример 1, пример 2.
Не имея времени и особых ресурсов на создание своего облачного сервиса для совместной работы над списками, мы сделали совместную работу над списками дел через Wi-Fi/Bluetooth на основе эппловского игрового движка Gamekit. Многократно проверено в полевых условиях при походах в «Перекресток» за покупками — работает хорошо. Соединение разрывается только если отходишь друг от друга метров на тридцать за разные прилавки. Когда в дополнение к этому сделаем синхронизацию через интернет, то и разрывы связи будут незаметны.
Утверждение в App Store
Первоначальное утверждение заняло 9 дней. Приложение висело в статусе Waiting For Review 8 дней, затем после одного часа проверки нам отказали в размещении, мотивируя отказ тем, что в манифесте приложения заявлено использование обмена файлами через iTunes (UIFileSharingEnabled), но в приложении оно не используется. На самом деле оно использовалось, просто команда проверяющих не нашли этой функции. Ответ в Resolution Center, еще один день — и приложение оказалось в Аппсторе.
Продажи
Приложение появилось в Аппсторе 1 декабря 2011, и на данный момент (прошло чуть менее двух месяцев) принесло примерно 10 тысяч долларов прибыли:
Кликабельно
Когда-то я читал, что новым приложениям проще пробиться в топы, поэтому ожидал, что сразу после выпуска можно рассчитывать на хоть какие-то продажи. В действительности же приложение сразу же потерялось среди других. Ни в Featured, ни тем более в топах приложение не появилось. Продажи в первые дни составляли около 10 долларов в день.
Ситуацию немного исправило снижение цены на приложение до нуля — приложение можно было скачать бесплатно в течение одного дня. За один день приложение скачали около 10 тысяч раз, и оно немного поднялось в топах, однако, почти сразу пропало из них, и продажи вернулись на уровень 10 долларов в день.
Временное снижение цены с $2.99 до $0.99 почти никак не повлияло на продажи.
Ситуация изменилась, когда мы выпустили обновление (версию 1.1), в котором поменяли скриншоты в описании приложения и внедрили новый функционал — уведомления о заданиях по геопозиции (напоминание срабатывает по приходу домой, на работу, по приезду в другой город и т.д.). Apple представил API для такого функционала только в iOS 5, и, видимо, поэтому посчитал наше приложение стояющим внимания и добавил в секцию New & Noteworthy российского и американского Аппсторов. На графике выше видно, как это отразилось на продажах: в один из дней прибыль составила 1250 долларов!
Разницу масштабов российского и американского Аппсторов хорошо видно на следующих двух картинках.
Американский Аппстор (выручка $6902):
Кликабельно
Российский Аппстор (выручка $1244):
Кликабельно
Учитывая усилия по рекламе приложения в рунете и вне, для категории Productivity при одинаковых позициях в топе и прочих схожих условиях вне категории американский Аппстор приносит примерно в 10—15 раз больше прибыли, чем российский.
Кликабельно. Скриншоты получены с помощью appfigures.com
Планы на будущее
Скоро внедрим еще несколько интересных фич для совместной работы, выпустим синхронизацию через облако и займемся версиями для iPad, Android, Mac и для веба:
Насколько у нас получится побороться за топ-чарты и за Apple Design Award, покажет время.
Сайт приложения: http://www.pocketlistsapp.ru
Цена: $0.99 [iTunes link]
Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Источник: