Dev Story 3Apps. История о несбывшемся

ТЕКСТ: КИРИЛЛ ЕГЕРЕВ. В начале апреля 2010 появился iPad. Тогда еще только Wi-Fi, но все равно как минимум отличный гаджет, на котором удобно смотреть фильмы, читать книги и журналы. Заниматься другими интересными и относительно полезными делами. На что фантазии хватит! Потенциал устройства велик и не раскрыт полностью даже сейчас.

Но были у iPad’а и очевидные минусы. Заключались они в отсутствии трех привычных для iPhone приложений — Калькулятора, Акций (которое лично я привык использовать в качестве конвертера валют) и Погоды. Странное решение сотрудников Apple урезать функционал подвигло массу разработчиков к выпуску моря разрозненных приложений — в App Store были буквально выброшены сотни программ, каждая из которых выполняла свою отдельную задачу.

Захотелось чего-то подобного и мне, после чего в самых общих чертах я написал о своем желании брату, который умеет делать код. Он сказал «ок, калькулятор так калькулятор». И это самое интересное. Изначально 3apps должно было называться совсем иначе и быть обычным калькулятором с огромными кнопками и минимальным функционалом. То есть, даже не инженерным калькулятором, а обычным карманным.

Однако очень скоро мы поняли, что нам самим не захочется пользоваться тремя разрозненными приложениями, а иметь на экране три иконки — тем более нет. Это совсем не круто. Захотелось чего-то большего, некой объединенности, что ли. Задействовать папки, перестать волноваться и выпустить все же три программы? Это сейчас всем привычна возможность использования папок на спринборде, а в третьей версии iPhone OS (под управлением которой был запущен в продажу iPad) никакой речи о папках для иконок не шло.

Так мы принялись строить приложение под рабочим названием TAB (или просто Three App Board). Так как с функциональностью было все почти понятно (ну что шедеврального может быть во вполне стандартно выполненных Калькуляторе, Акциях и Погоде?), достаточно быстро родилась примерная раскладка составляющих программы, обретшая впоследствии постоянный статус. Работа строилась по большей части в Illustrator’е, а допиливалось все в вездесущем Photoshop’е. Если рассуждать о коде, то в то же время программировалась сетка под будущий функционал и различные элементы, которые нам еще только предстояло продумать и «нарисовать». Ну а потом вдруг наступил перерыв, который продлился то ли восемь, то ли десять месяцев. Просто не было времени на такую безделицу как разработка, его «съели» другие заботы. И здесь, раз уж это DevStory, я позволю себе небольшое лирическое отступление, которое касается не только нас, но может затронуть и кого-то из читателей.

Читайте также  Все самое горячее в App Store 2010

Когда садишься за работу, нужно точно понимать, что ты закончишь ее в разумные сроки. Особенно в таком деле как публикация приложений в App Store нельзя действовать наобум и на «повезет». Есть идея? Реализуй ее сразу, иначе ее реализует кто-то другой. Ведь сотни тысяч опубликованных в софтверном магазинчике Apple приложений — это в первую очередь тысячи разработчиков, каждый из которых если не думает как ты, то наверняка пытается так думать. И у многих это получается зачастую даже лучше, чем у тебя.

Еще теперь я понимаю, что нельзя начинать работу над одним проектом, а заканчивать ее уже совсем над другим. Мысль не должна меняться параллельно с работой над чем-то. В разумных пределах изменения дозволены, конечно, но не так, как случилось у нас сначала с Калькулятором, потом с TAB’ом, а под занавес и с 3apps’ом. Планируй! А потом уже работай. При этом планируй именно по максимуму, учитывая все возможные ветви развития событий.

Итак, прошло восемь или десять месяцев. Код забыт, выпущен новый SDK (даже почти два), новая прошивка (опять же, почти две), забыта работа над интерфейсом, почти вылетел из головы запланированный функционал. Уже нет той боязни, что Apple выпустит штатные решения и залатает эти нелепые дыры в функционале iPad. Да и время откуда-то вдруг появилось на то, чтобы вспомнить, о чем речь шла и на то, чтобы продолжить работу. Но останавливало еще понимание того, что App Store был уже переполнен аналогами и то, что работать на достаточно большом удалении друг от друга не правильно и зачастую нереально. Мы осознали, наконец, преследовавшую нас все это время проблему — нужны были встречи и переговоры хотя бы раз в неделю.

Skype? Хорошо, но для документирования таких обсуждений требовалось сильно извернуться. Да и пересматривать их потом десятками раз? Или записывать в какой-то файл вручную. Google Docs? Хорошо, но тоже не то. Остановились на Mantis и с успехом ею пользуемся. Отличная система для постановки и контроля за выполнением задач. Пожалуй, это один из лучших помощников при удаленной работе.

Плюсов много, но вот два основных — серверная часть Mantis устанавливается на любой относительно приличный хостинг, даже в папку какого-нибудь существующего домена, что мы и сделали; и система бесплатна. При желании можно отправить пару десятков долларов разработчикам, что мы, думаю, обязательно спустя какое-то время реализуем. Но для начала работы в плане финансов не требуется ровным счетом ничего. И это большое преимущество перед аналогами. Минус может быть только один — некоторые задачи просто начинаешь перекидывать друг на друга, даже не пытаясь разобраться в их сути. Получается, что относительно живое общение все же требуется, иначе получаются диалоги вроде этого:

Читайте также  Детали о процессоре Apple A5

— Ну сделай вот так, вот так и вот так.
— Я не могу сделать вот так потому что вот так, вот так и вот так.
— Ну тогда сделай эдак вот.
— Не могу.
— Чооо? Почему не можешь? Ведь если вделать вот так и вот так, то в итоге у тебя получится сделать еще и вот так.
— Не понимаю.
— FUUUUUUUUU!!!!!!!11111!!


Тратится в Mantis’е на такие «выяснения отношений» от пяти минут до недели. Проверено на практике. Но как бы то ни было, даже несмотря на такие бессмысленные споры и обсуждения, работа с применением этой системы трекинга багов и фич упорядочена и выполняется быстрее, чем без нее. Это также проверенный факт.

Но вернемся к приложению. Прошло восемь или десять месяцев. Старый дизайн нас теперь не удовлетворил. Не так хорош и новый, но тянуть с выпуском приложения больше не было никаких сил, да и не суть. Главное, что совсем уж срам был прикрыт заплатками, которые должны были продержаться до первого качественного обновления. Да и, по мнению не-дизайнеров, все не так плохо.

Функционал также претерпел значительные изменения. И кое в чем поменялись принципы взаимодействия приложения с пользователем. И наоборот. Все стало чуточку удобнее, на наш скромный взгляд. Причин тому несколько — опыт работы с чем-то подобным, опыт разработки в принципе, несколько лучшее понимание таких составляющих как юзабилити и интерфейс, а также обязательный в любом деле жизненный опыт. Как ни крути, но даже если просто общаться с людьми, начинаешь лучше понимать этот мир. И принимаешься выдавать правильные ответы на любые его запросы.

И о грустном. Окончание этой истории, написанной по большей части пару недель назад, должно было быть радужным и радостным. Однако нашим планам не суждено было сбыться. В публикации приложения нам было отказано по причине несоблюдения девелоперского соглашения с Apple. Проблема в том, что подписав (поставив галочку, согласившись с условиями, без разницы), мы забыли его прочитать. Сейчас мы понимаем, что следовало внимательнее отнестись к пункту 10.4, который запрещает разрабатывать виджеты и похожие на них приложения. Собственно, вот и ответ всем жаждущим сторонних виджетов для Центра Уведомлений iOS 5.0. В ближайшие полгода-год их скорее всего (полагаясь на этот ненавистный 10.4) не будет.

И что теперь? Приложение «протолкнуть» можно, но не в таком виде, который оно имеет сейчас. Смена интерфейса, смена кода, новое позиционирование функциональных элементов… много всего предстоит переделать. Но, что самое удивительное, почти никакого возмущения или негодования сейчас в нас нет. Пожалуй, впервые (да, это не уникальный для нас случай) мы получили аргументированный отказ от цензоров Apple.

Читайте также  Итоги недели (18-24.10)

Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Источник: iphones.ru

TOP TRAVEL